Рус
Eng

Городские праздники - брэнд или бред

Скажи, в каком городе ты живешь – и я скажу, кто ты. Независимо от нас хотим мы этого или нет,  город и его среда оказывает на нас огромнейшее влияние, меняя нашу жизнь, подстраивая под себя.  В мегаполисах, где растет преступность, слабо развивается бизнес, не получают развития культура и искусство, падает уровень социального благополучия, а действия властей носят хаотичный, порой разрушительный характер – нет будущего. Из таких городов начинается исход его коренных жителей. И никакие процентные вливания гастробайтеров или  кочующих переселенцев не спасут баланс между демографией и улучшением качества городской жизни. Статистика вещь бесстрастная, до 2004 внутренняя миграция по стране насчитывала около 44 процентов, в последние годы она заметно снизилась. На сколько?  Мы сможем узнать уже только после очередной переписи населения. Причины миграции разные, нет смысла их все разбирать. Остановимся на самых главных  и важных  для каждого из нас.   Социальная защищенность и безопасность, комфортное проживание и качественный отдых и еда. Что из всего перечисленного мы имеем?  Социальная защищенность – слабая видимость, в основном на бумаге. Безопасность – сомнительно. С годами мы выработали хорошие навыки: само-оборона, само-защита, само-юрист и т.д. Комфортное проживание – тут все просто - есть средства - покупаешь или снимаешь комфортное жилье. Нет средств – значит, просто где-то, как-то проживаешь. Что касается отдыха и еды   - аналогично. Да и ехать нам особо некуда. По стране практически везде все одинаково, за границей всегда есть шанс себя попробовать, но общий процент смелых и свободных невелик. В девяносто втором, когда мне самой с семьей, пришлось уезжать из Средней Азии, развернув на столе карту страны, я впала в ступор. На юг бесполезно, самая большая волна миграции направлялась именно туда. На север – я не романтик откапывать мамонтов или собирать морошку. Центральная часть – оказалась буквально напичканной атомными АЭС. Оставался Калининград – край земли и оплот постэкономического пространства. Покинуть Калининград заставили те же причины с чего мы и начали разговор. Когда город не может предложить тебе работу и дальнейшее развитие, начинается исход его жителей. Почему Калуга? Только из стратегических соображений. Относительно чистая экология и всего 200 км от столицы, куда ведут, как не крути,  все дороги.

Итак, город. Модель города в примитивном смысле чем-то похожа на модель семьи. Есть микро инфраструктура.  Есть лидер, и есть ведомые. Есть обязанности и планирование.  Есть микроэкономика, бюджет и расходы. Мы делаем ремонты, постоянно улучшая свое жилище и делая комфортной свою жизнь. Тратя деньги на одежду и обувь, выбираем качественное, чтобы носилось долго. Проводим антикризисные действия, ставя счетчики на газ и воду, используем инновации, готовя в посуде нового поколения, экономя время и деньги. Собирая гостей на торжество, практично думаем не о пышности приема, а о качестве и количестве.

Теперь сравним с городом. Отличия, конечно, есть. В масштабах. В сумме бюджета, в его прозрачности, в ответственности. Городское, значит, ничье. Многие траты бездумны, порой бестолковы. Все видимые инновации ограничились заменой лампочек нового поколения. Антикризисные действия…этот вопрос загнал в тупик всех моих опрошенных знакомых. Кроме дешевой силы приезжих гастробайтеров никому ничего в голову не пришло, как ни ломали. Зато все посетовали на обилие городских праздников и трату впустую денег. Может, было бы полезнее собранные на празднование деньги, потратить на что-нибудь конкретное? Отреставрировать фасад исторического здания, разбить новый красивый сквер с удобными дорожками и лавочками, открыть детский парк или новый фонтан… Может, горожане и  хотят чего-то другого, чем попить, погулять и попрыгать под Диму Билана, да кто их спросил? Раньше, когда праздников было немного, их ждали. И было особо ощущение радости, яркое, настоящее. Мы шли на них, чтобы встретится с друзьями, порадоваться успехам, погордится страной. Сегодня бесконечная череда праздничных дней вызывает скуку, а порой, раздражение. Пустая трата времени и денег. Заброшены ремесла и культурные традиции.  Нельзя до бесконечности эксплуатировать брэнд «космической колыбели» и уповать на туристическую привлекательность, что интересна разве только иностранным пенсионерам.  Среди которых частенько уже встречаются те, кто устал от церквей и монастырей, а больше и предложить нечего. Грустно, что спустя 50 лет  в истории космонавтики, больше ничто не связывает ее с Калугой.

 Замечательно, когда город становится  «центром притяжения» для инвестиций, но для этого нужны реальные модели антикризисных действий по инновационному преображению. И центральным элементом сегодняшнего города является культура и культурное программирование, которое позволяет изменяться городу и становится привлекательным. Городу нужны новые идеи, новые концепции. Наступило время по-новому взглянуть на город, осмыслить его развитие, понять тенденции. Иначе говоря, нужно учиться решать проблемы завтрашнего, а не вчерашнего дня.  Опыт изучения мировой практики показывает, насколько стремительно меняются современные города, когда грамотно применяются креативные решения при разрешении городских проблем. Устранение бюрократии путем введение социальной карты, инновационный дизайн в архитектуре, применение новых покрытий вместо асфальта, преображающий кинетическую энергию (шаги пешеходов) в электрическую. Создание в старых промышленных зданиях автономных  «городских ферм» для выращивания овощей в городской черте, с использованием солнечных батарей на крыше и поливом от сбора дождевой и талой воды. Строительство легковозводимых и экологичных домов будущего без углов – «бинешеллов» с применением низкого давления воздуха, для “надувания” конструкций из влажного бетона и стальной арматуры. По данной методике в 23 странах  построено уже более 1600 зданий. В 2007 году американцы построили новое чуда света - Grand Canyon SkyWalk первый в мире консольный стеклянный мост в. виде подковы, подвешенный в воздухе над каньоном на высоте 1219,2 метров. Все это и еще многое другое и есть креативное развитие. Благодаря которому, город может стать не только магнитом для инвестиций, но и его новым  лицом и брендом.

Какой будет Калуга через 5-10 -20 лет? Придатком к автомобильному кластеру и технопарку? Или креативным, современным,  ухоженным и благоустроенным городом, который будет стремительно развиваться и станет центром притяжения для новых идей и высоких технологий. Для этого нужна команда с нестандартным мышлением, блестящих практиков – тех кто реально определяет будущее и способен изменить нашу жизнь к лучшему.

 

Ландшафтный дизайнер Дорофеева Людмила

2011г.

Закрыть